Рубрики
Страны и регионы

Белоруссия придерживает двери

31 мая 2012 - Администратор

Из-за кризиса белорусы стали все активнее выезжать за рубеж. Но не на отдых, а ради заработка и за покупками. Властям растущая склонность местных жителей к "экономическим путешествиям" нравиться не может: во-первых, страна теряет квалифицированных специалистов, в подготовку которых ранее инвестировала немалые средства. Во-вторых, с таким трудом добываемая госпредприятиями валюта оседает не внутри страны, а в Польше, на Украине и в Литве, куда живущие на приграничных территориях белорусы ездят едва ли не за всеми товарами длительного пользования.

 


Бытовая техника и одежда в Польше, как правило, дешевле в полтора-два раза, на Украине — почти в два. С одеждой проблема несколько иная: в Польшу и Литву за "тряпьем" едут более-менее обеспеченные белорусы, в которых кризис еще не убил желание покупать брендовую одежду на стоках и акциях. Чтобы получить визу, белорусу нужно всего лишь заплатить 60 евро за услуги консульства и предварительно получить бесплатное приглашение от какого-либо польского магазина. Визу при этом дадут целевую — Po zakupy. На Украину едут менее взыскательные: здесь покупается главным образом ширпотреб на рынках небольших украинских городов.

 

Но дело не только в одежде. "Я в Белоруссии покупаю только молоко и хлеб, — рассказывает 32-летний житель Бреста Вадим. — Пиво в Польше стоит столько же, но оно намного вкуснее. Соки, колбаса, мясо, стиральные порошки, Fairy, посуда, техника, автомобильная резина, автозапчасти — все это в Польше можно найти минимум в полтора раза дешевле. Я туда езжу стабильно раз в неделю. Даже машину на польские СТО вожу, а то двухлетние авто в Белоруссии на сервис-центрах очень дорого обслуживать. К тому же покупки можно делать условно-бесплатно. Вывозишь в польский городок Тересполь бак солярки — и тут же зарабатываешь $30-40. Когда возвращаюсь, набираю покупки "на заказ" — от стиральных порошков до телевизоров. На обратном пути зарабатываю еще $50-100 долларов. Эти деньги трачу на то, чтобы купить все, что нужно, для своей семьи".

 

И таких, как Вадим, все больше и больше. Дабы не стоять в десятичасовых очередях на границе в выходной день, как делает большинство брестчан, Вадим ездит в Польшу в ночь со вторника на среду. На работу возвращается уже в среду после обеда. Поскольку сам он — индивидуальный предприниматель, оправдываться перед начальством не надо. Работники госпредприятий жалуются: директор сам ездит в Польшу посреди рабочей недели, а подчиненным это делать запрещает.

 

Кроме того, сами белорусские таможенники нарочно задерживают процедуры пропуска через государственную границу: с момента, как с людей собирают паспорта на проверку, до того, как их возвращают, обычно проходит не менее часа. А иногда людей на пунктах пропуска попросту "маринуют": пограничники и таможенники сидят без дела и просто наблюдают за растущей злобой автомобилистов. По неофициальной информации, у них есть квота на максимально разрешенное количество пропущенных через границу автомобилей. Идея проста: меньше шансов, что простоявшие 8-10 часов на таможне белорусы захотят через неделю ехать "по закупы" снова.

 

Но очереди непосредственно на государственной границе не единственная проблема для желающих сэкономить. Чтобы получить Шенген в Белоруссии, для начала нужно пройти довольно сложную и утомительную процедуру: зарегистрироваться на сайте посольства, дождаться своей очереди на подачу документов (обычно это занимает до двух месяцев), затем отстоять 3-4 часа в очереди при подаче документов, а через две недели вернуться за паспортом с визой, предварительно отстояв перед посольством еще часа два.

 

Поляки разводят руками: количество заявок на получение виз за прошлый год выросло в два раза (со 150 тыс. виз в 2010 году до 300 тыс. — в 2011-м). Польская сторона просит у белорусского МИД увеличить количество работающих в стране консулов, но тот не разрешает. Официально нежелание идти белорусов на уступки в министерстве объясняют так: в Белоруссии и так работает 28 сотрудников польских консульств, а в Польше — только 12 белорусов. Неофициально сотрудники МИД поясняют: "свыше" дана установка любыми путями сдерживать эти "покупательские" потоки. Кстати, в Белоруссии уже почти год действует правило: на своем автомобиле выезжать из страны можно не чаще одного раза в семь дней.

 

Точно такие же проблемы испытывают жители Гродно, пытаясь выезжать в Литву.

  


На белорусско-украинской границе сейчас тоже огромные очереди. И дело тут не только в привычном их росте на период отпусков. Белорусы активно вывозят в соседнюю Украину дизтопливо (там дороже на 70%), сгущенку и масло (дороже минимум в полтора раза), колбасы. Оттуда в страну ввозят летнюю автомобильную резину, автозапчасти, бытовую технику, овощи и даже картофель. Очереди здесь не меньшие, чем на польской границе: хоть и доходы в результате белорусско-украинских рейсов меньше, зато такая "подработка" доступна каждому, ибо с Украиной у Белоруссии нет визового режима.

 

Власть также всячески пытается "прикрыть" границу с Россией, куда белорусы ездят торговать отечественными продуктами питания. Недавно стало известно, что на границе с РФ была возвращена практика паспортного контроля. В белорусском государственном таможенном комитете подчеркивают, что контроль над паспортами ввела российская сторона, но все белорусы почему-то уверены, что это "козни" их властей, которые хотят сдержать трудовую миграцию и вывоз продуктов питания.

 

Между тем в стране все громче звучат слухи о том, что Лукашенко планирует сделать граждан своей страны "невыездными". Когда-то, несколько лет назад, в Белоруссии существовала практика получения гражданами специального штампика в паспорте — "разрешения на выезд за границу". Выдавалось это разрешение сроком на год, и без него ни один европейский консул визы не выдавал. Теперь белорусы боятся, что эта практика в страну вернется. Только на этот раз без пресловутого разрешения людей не будут выпускать ни на Украину, ни даже в Россию. А как показывает практика, слухам в Белоруссии следует доверять больше, чем официальной информации.

 

Максим Швейц, ИА Росбалт

Рейтинг: 0 Голосов: 0 126 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

МСОО
Организации