Рубрики
Страны и регионы

Как разрешить конфликтные ситуации в Кыргызстане?

17 мая 2010 - Администратор

После событий 7 апреля 2010 г., приведшие к смене политической власти в Кыргызстане, все мы стали очевидцами как из латентной фазы многочисленные конфликты перешли в активную. Политический конфликт, как результат неумения правящей элиты выйти из кризиса, создал благодатную почву для расцвета ряда других противоречий.

Большую роль в современной жизни Кыргызстана сыграл социально-экономический конфликт по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на энергопотребление, газ, отопление и горячее водоснабжение, по поводу реального доступа к этим и иным ресурсам. Наиболее яркой формой выражения данного конфликта стали различного рода массовые действия, реализующиеся в форме массового протеста, захватов земельных участков, мародерства и др. Массовый протест перетек в последующем и переплелся с рядом других видов конфликтов, таких как социально-политический, межнациональный, межэтнический и другие, требующие немедленного и компетентного разрешения.

В сложившейся ситуации актуальным стал вопрос наличия авторитетного политического лидера, обладающего достаточным опытом в конфликтных противоборствах, и который смог бы разрешить многочисленные противоречия. В таких условиях ему необходимо также обладать конфликтологической компетентностью, заключающейся в знаниях закономерностей поведения личности или группы в конфликтном противоборстве, динамики конфликтов, стратегии и тактик, применяемых в конфликтной деятельности, а также психологических характеристик конфликтной личности. Однако, как известно, политическая арена Кыргызстана характеризуется дефицитом компетентных и авторитетных политических лидеров, которые смогли бы урегулировать ситуацию только благодаря своим личностным характеристикам. Поэтому, попробуем обратиться к другим способам разрешения конфликтов, существующим в международной практике.

Способ первый – достижение консенсуса. В политической конфликтологии консенсус считается оптимальным способом решения всех видов конфликтов – начиная с семейных, заканчивая международными. При этом необходимо придерживаться двух основополагающих принципов консенсуса:
• поддержка решения большинством (лучше квалифицированном), участвующим в его принятии;
• отсутствие возражений против принятия решения со стороны хотя бы одного из участников.

Консенсус не требует полного совпадения позиций всех участников процесса принятия решений, однако предполагает отсутствие прямых возражений и вполне допускает нейтральную позицию. Помимо юридического консенсуса с созданием нормативных актов, определяющих ответственность сторон, возможно также проведение в Кыргызстане неформального консенсуса, проявляющегося в актах гражданского согласия, в решениях круглых столов, конференций и т.д.
Достигнуть консенсус возможно на основе плюрализма мнений и гармонизации интересов.

В нашей стране существуют общие ценности и идеи, которые одобряются и поддерживаются сторонниками различных политических, философских и нравственных течений, различными социальными группами. Например, если ссылаться на ценности ислама, как религии основанной на идеях терпимости и толерантности, призывающей к миру и спокойствию, чистоте, человечности, любви и великодушию, патриотизму и покорности. Направленность на реализацию этих идей и ценностей способна консолидировать кыргызстанское общество.

Способ второй – гражданское согласие. Как условие снижения уровня и остроты политических конфликтов гражданское согласие возможно лишь при осознании личностью своих прав и умения их отстоять и реализовать. К сожалению, в настоящее время в Кыргызстане не приходится говорить даже о формальном равенстве. Причем этот тезис отражается на общественном и индивидуальном сознании – «мы люди маленькие», «от нас ничего не зависит», «все равно ничего не изменится». Человек в нашей стране вообще слабо защищен Законом – таковы реалии сегодняшнего дня. Жогорку Кенеш имеет по факту пока ограниченные возможности контролировать исполнительную власть, к тому же наш парламент сильно политизирован. Вследствие этого раннее подписанные договора об общественном согласии между различными политическими силами, проведение Курултая народного согласия, все это было декларативным и не дало никакого результата.

Способ третий – межпартийный консенсус. В нашем государстве, на наш взгляд, необходимо прийти к согласию на уровне ведущих политических сил – партий, движений, объединений и элит. Межпартийный консенсус может представлять собой временное равновесие политических сил либо неспособность одной из них монопольно властвовать, в отличие от ситуации, когда в Жогорку Кенеш властвовала лишь одна партия «Ак жол». На основе такого консенсуса могут создаваться разного рода «фронты», в которых, входящие в них политические партии, могут проводить согласованную политику.

Способ пятый – парламентское разрешение конфликтов. Здесь необходимо отметить, что в отношении политического конфликта, разрешаемого на уровне Жогорку Кенеш, главным требованием необходимо считать его институциализацию и легитимизацию, связанную с воздействием норм права на его участников. Парламентское разрешение конфликтов должно сопровождаться дебатами, организацией согласительных комиссий, а также с помощью голосования. К сожалению, пока в Кыргызстане процесс разрешения политических конфликтов парламентскими методами используется недостаточно, опять-таки в силу его недостаточных правовых возможностей влиять на положение дел в государстве.

Способ шестой – психологическое воздействие. Как известно из психологии конфликтов, если по отношению к участникам конфликта сформировать негативное общественное мнение, например, с помощью СМИ, то их активность резко уменьшается, и они начинают искать пути для достижения компромисса.

Такой прием в психологии конфликтов называется «взрыв» - дружное и резкое, но не оскорбительное осуждение. Трудность здесь заключается в консолидации влиятельных СМИ, которые должны организовать так называемые информационные кампании.

Как показывает мировой опыт, политикам и политическим лидерам нашего государства необходимо тщательное изучение политической конфликтологии в целях мирного урегулирования тех или иных конфликтных моментов. Следует помнить, что в сложившейся ситуации в Кыргызстане, необходимо срочное принятие мер, а также перейти от «стратегии страуса», которая заключается в стремлении уйти от конфликта, к более эффективным и взвешенным стратегиям, направленным на разрешение, а не «замораживание» конфликтов.

З.Мураталиева,
easttime.ru

Рейтинг: 0 Голосов: 0 186 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

МСОО
Организации