Рубрики
Страны и регионы

Киргизия на пути интеграции

30 июня 2011 - Администратор

Сегодня на пространстве СНГ проходят довольно неоднозначные и разноплановые процессы, по своему отражающее особую специфику положения, суть которых состоит в том, что ядро стран СНГ – Россия-Беларуссия-Казахстан, несмотря на сложности и противоречия, не ослабляют усилий для дальнейшей интеграции собственных экономик в целях повышения совместной эффективности, поднятия на новую ступень привлекательности и сотрудничества. Другая часть стран СНГ стремится дистанцироваться от подходов по укреплению интеграции и отношений на многосторонней основе.


Создание Таможенного союза в ноябре 2009 года стало тем рубежом, который поделил экономическую жизнь СНГ до и после. И вопрос состоит в том, готовы ли другие государства СНГ поддержать данный процесс и идти по пути интеграции и насколько они ощутили все прелести собственной «независимости» и свободы.


На пресс-конференции глав правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации премьер министр Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Сегодня создается единый рынок с унифицированным законодательством, согласованной социально-экономической политикой, гармоничным использованием технологических и гуманитарных ресурсов наших стран. Это совсем другой уровень, это то, к чему мы стремились 10 лет тому назад. Когда мы создавали ЕврАзЭС, мы говорили о том, что мы должны будем прийти к тем целям, которые мы сегодня фиксируем. Это, безусловно, принесет участникам этого процесса солидные дивиденды, повысит инвестиционную привлекательность.


Хотел бы подчеркнуть, что Таможенный союз, так же как и формирующееся единое экономическое пространство, открыт для присоединения других наших партнеров. Убежден, нам в полной мере надо использовать потенциал интеграции для создания новых рабочих мест, поощрения торговли, поддержки совместных проектов в сфере инфраструктуры, промышленной кооперации, высоких технологий. Особый акцент следует сделать на вопросы модернизации, поддержки качественного роста за счет инноваций. Нам нужно эффективно объединять усилия, совместно работать над укреплением конкурентоспособности наших экономик.

… Россия твердо намерена и дальше работать на этом треке так же эффективно, как нам удалось это сделать за последние два года. Действительно, именно за последние два года мы, по сути, переломили ситуацию в интеграционных процессах на постсоветском пространстве»[1].


События последнего времени 2008-2011 годов наглядно показывают хрупкость «устоявшегося» миропорядка. Мировой финансово-экономический кризис привел к существенному нарастанию напряженности во всем развивающемся мире. Первой ласточкой была революция весны 2010 года в Кыргызской Республике, где власти не смогли смягчить последствие кризиса для населения, что вылилось в насильственную смену режима и жестокие столкновения и погромы на национальной почве.


Трансформация политической системы Кыргызстана с его центральноазиатской спецификой возможна только в условиях интеграции с внешними политическими силами, заинтересованными в сохранении Кыргызской Республики как самостоятельного суверенного государства. Партнером на этом пути должен выступать достаточно сильный игрок на региональном и глобальном уровнях. Он должен быть близок к населению страны по духу, ментальности и историческим корням. Таковым для Кыргызстана является Россия и страны-участницы региональных союзов, таких как СНГ, ЕврАзЭС, ТС, ОДКБ и ШОС.


Руководство Кыргызской Республики на всем протяжении периода своей независимости проводила и проводит многовекторную политику, которая заключается в раздаче обещаний и получении всевозможной помощи от США, Евросоюза, России и др. стран на проведение социальных и экономических реформ в республики. Подобная многовекторность и отсутствие реальных шагов по интеграции в СНГ привели к исключению республики из интеграционного процесса. Выстраданным и логичным решением России-Беларуссии-Казахстана является «запустить» Таможенный союз после экономического кризиса – на подъеме.


 Однако вступление в силу решений по созданию Таможенного союза довольно сильно ударило и еще ударит по экономике Кыргызской Республики. Прежде всего, это сказалось на реэкспорте товаров из КНР, который сократился на 70%. При учете того, что ? часть населения Кыргызстана участвует в данном виде хозяйственной деятельности, последствия для значительной части населения республики уже настали. Поиск путей минимизации данных последствий является для народа и правительства Кыргызстана наиболее актуальной темой.


Сегодня активно обсуждается вступление Кыргызской Республики в Таможенный союз. В этой связи интересен опыт Кыргызстана по вступлению в ВТО. Последствия данного вступления: ограничение возможности защиты национального рынка – развал собственной промышленности (республика из аграрно-индустриальной трансформировалась в аграрно-сервисную), основой доходов населения Киргизии сейчас является сельское хозяйство, челночная торговля, гастарбайтерство, республика выпала из интеграционного процесса на постсоветском пространстве. Торговля со странами ВТО происходит с тенденцией увеличения отрицательного сальдо торгового баланса.


 Наличие достаточно значимого отрицательного сальдо торгового баланса объясняется тем, что в республику завозятся большие объемы сырья и комплектующих материалов, техники для горнодобывающей промышленности, дорожной техники, технологического оборудования для строительства новых и модернизации действующих предприятий. При этом Кыргызстан не имеет устойчивых торговых отношений с большинством стран-членов ВТО, устойчивой торговлей можно назвать только торговлю с Китаем. Удаленность и ограниченность внутреннего рынка Кыргызстана делают его для членов ВТО (кроме Китая) непривлекательным в плане развития торговых отношений. Тех инвестиций, которых ждала республика после вступления в ВТО, она не получила.


Учитывая тот факт, что основным поставщиком товаров на потребительский рынок Кыргызстана является Китай, который также входит в состав ВТО и, следовательно, пользуется режимом наибольшего благоприятствования, Кыргызстан в обозримом будущем не сможет кардинальным образом изменить сложившуюся ситуацию в свою пользу. Все это привило к тому, что с 2004 года наметилась тенденция сокращения удельного веса внешнеторгового оборота Кыргызстана со странами ВТО.


В отличие от торговли республики со странами ВТО, экспорт и импорт со странами Содружества имеет устойчивую тенденцию роста. Основными торговыми партнерами Кыргызстана из государств СНГ являются Российская Федерация, Казахстан и Узбекистан. Примечательно, что эта последовательность характерна как для экспортных, так и для импортных отношений. По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, в 2010 году в общем объеме внешней торговли республики страны Таможенного союза занимали почти 41% в экспорте и более 47% в импорте. В Россию экспортируются швейные изделия, овощи и фрукты, хлопок-волокно и много другое. В Казахстан поставляется электроэнергия и продукция агробизнеса. В Белоруссию идут радиаторы и хлопок-волокно.


Россия в отношении Кыргызстана в силу культурного и геополитического положения объективно заинтересована в большей степени в установлении стабильности и в усилении своего долгосрочного влияния. Россия готова вливать реальные деньги в реальную экономику Кыргызской Республики, а не гранты на «демократизацию» или какие-либо геополитические прожекты, при условии предсказуемости и ответственности политического вектора киргизского руководства.


Необходимо также отметить, что республики Центральной Азии не в состоянии самостоятельно восстановить оптимальную и эффективную, отработанную в течение десятилетий схему взаимообмена энергоресурсами (не только нефтью и газом, но и углем, мазутом, электроэнергией) между Россией и республиками Центральной Азии. Ее суть заключалась в рациональном и взаимовыгодном обмене гидроэнергетических ресурсов Кыргызстана и Таджикистана на топливные (не возобновляемые) ресурсы остальных республик-участниц вышеуказанной схемы.


С одной стороны, в зимнее время в Кыргызстан и Таджикистан поставлялись туркмено - узбекский газ, казахстанский уголь и российский мазут в объемах, достаточных для выработки электроэнергии на тепловых электростанциях этих республик, а также для отопления их населенных пунктов. В свою очередь, Кыргызстан и Таджикистан значительно сокращали выработку электроэнергии на своих гидроэлектростанциях и ставили водохранилища в режим накопления воды. С другой стороны, в летнее время поставки природного газа, а также угля и мазута в Кыргызстан и Таджикистан значительно сокращались.


 В свою очередь, эти республики переводили свои водохранилища в режим максимального сброса воды. Вырабатываемой на гидроэлектростанциях электроэнергии хватало и на собственное потребление и на поставки в Узбекистан, Туркменистан, ряд областей Казахстана и даже России. Параллельно с этим, Узбекистан, Туркменистан и ряд областей Казахстана (Южно-Казахстанская и Кызылординская) получали из Кыргызстана и Таджикистана воду, подавляющая часть которой шла для сельскохозяйственных нужд.


В будущем Кыргызстан намерен кардинально увеличить производство и экспорт электроэнергии за счет модернизации существующих и возведения новых гидроэлектростанций (ГЭС). Причем экспорт электроэнергии предполагается осуществлять не, только в страны Центральной Азии и Россию, но и в западные провинции Китая и даже в Пакистан. Руководство Кыргызстана придает развитию гидроэнергетики исключительное значение, учитывая то, что электроэнергия – один из немногих видов конкурентоспособной продукции, которую эта страна может предложить на мировой рынок.


Теоретически кардинальное расширение гидроэнергетических мощностей в Кыргызстане, а также увеличение объемов экспорта электроэнергии из республики могло бы в значительной степени облегчить решение вопросов межгосударственного энергетического обмена. Гидроэнергетический потенциал Кыргызстана огромен и даже в советское время использовался менее чем на 10%.


Однако из-за тяжелой экономической ситуации в Кыргызстане введение в строй новых ГЭС возможно только за счет финансовых средств иностранных инвесторов и подобная ситуация сохраняется по большинству промышленных производств республики (добыча полезный ископаемых, производство продуктов питания и др.).

Необходимо отметить что, в Кыргызской Республике достаточно даже только природных ресурсов для развития. Но для инициализации этих процессов необходимы внешние инвестиции (финансы, технологии, опыт и знания, другие материальные ресурсы). Оценка, основанная как на расчетах, так и апробированная с ведущими инвестиционными структурами мира, составляет:
в недрах – около 357 млрд. долл.;
в водных ресурсах – до 10 млрд. долл.;
в гидроэнергетических ресурсах – более 20 млрд. долл. (также по инвестиционной емкости на среднесрочную перспективу);
в сфере земельного ресурса – до 5-6 млрд. долл. (только земли годные для сельхозпроизводства, но не вовлеченные по причине отсутствия орошения).


Но все эти ресурсы не используются, так как нет законодательства, которое могло бы регулировать отношения с инвесторами и государством на рыночной основе.


Вступление в Таможенный союз Кыргызской Республики откроет дорогу для развития главных экспортных отраслей Киргизии – текстильной и швейной промышленности, электроэнергетики, сельского хозяйства. Отсутствие внутри союза внутренних постов санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля придаст импульс аграрному бизнесу Кыргызской Республики, расширит его экспортные возможности, а также будет способствовать снижению диспаритета цен на сельхозпродукцию на внутреннем рынке.


«Вступление в Таможенный союз нужно в первую очередь Кыргызстану. Вступление в организацию укрепит внешние границы республики и улучшит условия жизни и труда около полумиллиона граждан, работающих в России и Казахстане», - заявил во время обсуждения данного вопроса премьер-министр Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев[2].


Необходимо учитывать, что повышенная значимость Кыргызстана для России обуславливается ростом влияния и участия России в центральноазиатских процессах, а также усилившихся в последнее время интеграционных тенденциях, что вызывает необходимость активизации действий, прежде всего, в пространстве Центральной Азии, как одного из главных направлений геополитики России. Возрастающая мощь Китая и Индии придает особую значимость Кыргызской Республики как перекрестка на пути из Азии в Китай и Индию.


Таким образом, вступление Кыргызской Республики в Таможенный союз имеет долгосрочное положительное влияние, как для экономики республики, так и для Российской Федерации. Основным препятствием для вступления в Таможенный союз является членство Кыргызской Республики в ВТО и возможные краткосрочные негативные последствия на потребительском рынке республики (цены на товары из дальнего зарубежья возрастут). При этом у республики есть реальная возможность нарастить свой промышленный и торговый потенциал за счет роста экспорта продукции в страны Таможенного союза, упрощения трудовой миграции, привлечения реальных инвестиций в экономику.


[1] Путин В.В. Стенограмма. Пресс-конференция глав правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в г. Минске:
[2]Правительство Кыргызстана одобрило решение о вступлении республики в Таможенный союз
Евгений Бородин Евгений, политолог, кандидат экономических наук

Источник: http://easttime.ru

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 191 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

МСОО
Организации