Рубрики
Страны и регионы

Последствия вступления Кыргызстана в Таможенный союз

9 мая 2010 - Администратор

Начало функционирования Таможенного союза (ТС) РФ, РБ и РК с 1 января 2010 года поставили Кыргызстан перед выбором – вступить в ТС и определить свое будущее экономическое развитие в рамках этой организации, или же стране развиваться с более низкими тарифными ставками при открытой и ориентированной на свободную торговлю системой, принятой при вступлении в ВТО (1998).

Основные заключения данного исследования

• Вступление Кыргызстана в Таможенный союз станет значительным шагом к интеграции экономических связей с Россией и другими странами ТС. При этом существенно сократятся торговые отношения со странами дальнего зарубежья.

• Государственные доходы в Кыргызстане значительно зависят от импортных пошлин, НДС – снижение импортных поставок из стран дальнего зарубежья вызовет серьезное сокращение госдоходов в бюджет, несмотря что средняя тарифная ставка на импорт из стран дальнего зарубежья увеличится в два раза. Зависимость Кыргызстана от доходов с импортных поставок сопоставима с зависимостью Росии и Казахстана от экспортных доходов.

• Поскольку экономика Кыргызстана несоизмеримо меньше экономики России или любой из стран ТС, Кыргызстану следует ожидать, что структура и деятельность ТС будет направлена на выгоды для более крупных членов. Фактически, Кыргызстан потеряет возможность определение торговой политики страны.

• Введение ЕВТ ТС станет ключевым изменением. Примерно 92% ЕВТ основано на тарифе России, который направлен на защиту российских производителей от импорта и стимулирование перехода потребителей другиз стран ТС на российскую продукцию.

• В последние годы Кыргызстан сильно зависел от реэкспорта китайских товаров, ввозимых по очень низкой тарифной ставке в рамках «упрощенной процедуры» в Россию, Казахстан, и в меньшей степени, в Узбекистан и Таджикистан. Очевидно, что даже если Кыргызстан не вступит в ТС, усиление мер ТС на казахско-кыргызской границе значительно снизит этот вид торговли. Трудность заключается в нахождении способа адаптации к этой ситуации. Одной из возможностей является стимулирование развития двух основных секторов – сельского хозяйства и текстильной промышленности. Развитие текстильной промышленности зависит от применения низких тарифных ставок на импорт ткани, в комбинации с протекционистскими тарифами на готовые швейные изделия (в рамках ВТО). Актуальной задачей является вопрос локализации китайских производств на территории республики.

• Если Кыргызстан не вступит в ТС, на существующую транзитную торговлю с Узбекистаном и Таджикистаном не будет оказано отрицательное влияние, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

• Введение ЕВТ ТС приведет к повышению потребительских цен. Цены на товары, импортируемые из стран ТС не изменятся, но цены на товары из стран дальнего зарубежья заметно возрастут. Автомобили из стран дальнего зарубежья станут намного дороже – настолько, что импорт из России станет превалирующим.

• Кыргызстан не может вступить в ТС, в краткосрочной перспективе, в соответствии с обязательствами перед ВТО. Текущий выбор – членство в ТС или ВТО. До настоящего времени, ни одна страна мира не выходила из ВТО. В долгосрочной перспективе возможна «крупная сделка», когда все действующие члены ТС вступят в ВТО на общих условиях, а Кыргызстан одновременно пересмотрит свои тарифные обязательства и приведет в соответствие с ТС.

• Уровень теневой экономики Кыргызстана впечатляет своими размерами. Её сокращение и принятие эффективных мер безусловно является источником дополнительных финансовых средств для поднятия уровня жизни населения и предоставляет возможность построения открытой, прозрачной экономики Кыргызстана.
 
Общественный фонд «Проект будущего»,
easttime.ru

Рейтинг: 0 Голосов: 0 180 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

МСОО
Организации