Рубрики
Страны и регионы

Некоторые международные рекомендации, данные Латвии, в связи с необходимостью сокращения различий в правах граждан и неграждан

9 июня 2010 - Администратор

1. Конгресс местных и региональных властей (Совет Европы), Рекомендация 47 (1998) о демократии на местном и региональном уровнях в Латвии; 28/05/1998. 


 9. Принимая во внимание преамбулу к Европейской Хартии самоуправлений и  учитывая, что большое количество латвийских жителей, число которых  в некоторых городах, например, в столице, достигает около 50% населения, не имеет политических или гражданских прав:

а). Полагает, что важно интегрировать этих жителей в демократическую систему страны, и местная демократия предоставляет значительные возможности для этого;

b) Рекомендует, чтобы латвийские власти в парламенте и правительстве признали право людей голосовать по вопросам в пределах компетентности самоуправлений, посредством присоединения к Конвенции об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне.

 

2. Комитет ООН по ликвидации  расовой дискриминации, заключительные замечания, CERD/C/304/Add.79, 23/08/1999. 

23. Стране-участнику также рекомендовано пересмотреть различия между гражданами и негражданами, в большинстве своём лицами, принадлежащими к этническим группам, с целью устранить любые неоправданные различия, в свете норм статьи 5е [права в экономической, социальной и культурной областях] Конвенции [Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации].

 

3. Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ЕКРН), Второй доклад по Латвии, CRI (2002) 21, 14/12/2001. 

34. “Неграждане” не обладают правом избираться и быть избранными, как на парламентских, так и на муниципальных выборах. Учитывая то, что большинство неграждан прожили в стране большую часть жизни или всю жизнь, ЕКРН рекомендует властям Латвии наделить неграждан правом быть избранными и избирать на муниципальных выборах.


В своём первом докладе ЕКРН указал на то, что правовые нормы исключают для неграждан некоторые права собственности, право работать по определённым профессиям в государственном и частном секторе и право получать определённые социальные пособия.

 

По результатам исследования, проводимого ГБПЧ (Государственное Бюро по правам человека), определившего, что 10 таких ограничений противоречили международным стандартам, некоторые из этих ограничений устранены. ЕКРН призывает власти Латвии устранить и остальные несправедливые ограничения.

 

4. Бюро по институтам демократии и правам человека ОБСЕ. Итоговый доклад по парламентским выборам в Латвии, 20/11/2002.

2. Вопрос о правах избираться и быть избранными для неграждан на муниципальных выборах в Латвии – ОБСЕ/БДИПЧ поддерживает исчерпывающую и открытую дискуссию в вопросе об избирательных правах неграждан на муниципальных выборах.

Совет Европы и Совет государств Балтийского моря уже раньше призывали Латвию предоставить право негражданам избираться и быть избранными на муниципальных выборах. Вовлечение неграждан в принятие решений на уровне самоуправлений может стать первым и реальным шагом к устранению имеющегося дефицита демократии, такого, когда 22% населения лишены избирательных прав, как на парламентских, так и на муниципальных выборах.

 

 5. Рекомендация Парламентской ассамблеи Совета Европы 1625(2003) «Политика интеграции иммигрантов в странах-участницах Совета Европы», (подпункт 8.iv c) – адресована Комитету министров Совета Европы с просьбой призвать все страны – участницы дать право участвовать в муниципальных выборах иммигрантам со сроком проживания в стране не менее трех лет.

 

6. Комитет ООН по ликвидации  расовой дискриминации, заключительные замечания, CERD/C/63/CO/7, 21/08/2003.

12. Комитет считает правомерным присвоение политических прав только гражданам. Но, учитывая то, что большая часть неграждан живёт в Латвии уже долгое время, даже всю свою жизнь, Комитет настоятельно рекомендует государству-участнику содействовать процессу интеграции, предоставив возможность участвовать в муниципальных выборах всем тем негражданам, которые долгое время были постоянными жителями.

15.  Комитет выразил беспокойство связи с ограничениями, с которыми приходится сталкиваться негражданам в области занятости. Комитет призывает государство-участника сократить список профессий, доступных только гражданам и пересмотреть его, чтобы гарантировать, что право на труд не было бы чрезмерно ограничено.

 

 7. Комитет по правам человека ООН, заключительные замечания, CCPR/CO/79/LVA, 05/11/2003. 

18. В отношении статуса негражданина, Комитет принимает во внимание политику правительства, направленную на интеграцию путём натурализации. Тем не менее, комитет обеспокоен большим удельным весом неграждан в государстве-участнике, которые согласно закону не являются ни иностранцами, ни апатридами, а особой категорией людей, которые проживают в Латвии долгое время и тесно с ней связаны, которые во многих аспектах приравнены к гражданам, но в других аспектах у них нет всех тех прав, которые предполагает наличие гражданства. Комитет выражает беспокойство продолжением такой исключительной ситуации, в результате чего жителям - негражданам не гарантированы эффективное пользование правами, предусмотренными настоящим Пактом [Международный пакт о гражданских и политических правах], в том числе политическими правами, возможностью занимать отдельные государственные и общественные должности, возможностью работать по отдельным профессиям в частном секторе, есть ограничения на право собственности и на землю, используемую в сельском хозяйстве, а также на социальные пособия (ст. 26).

Государству-участнику следует предотвратить сохранение такой ситуации, когда часть жителей квалифицируются как «неграждане». В продолжение, государству-участнику следовало бы содействовать процессу интеграции, позволив негражданам, которые уже долгое время являются постоянными жителями Латвии, участвовать в выборах  самоуправлений и уменьшить число других ограничений, относящихся к негражданам, с целью обеспечения участия неграждан в общественной жизни Латвии.

 

 8. Европейский парламент, Резолюция Европейского парламента по поводу  доклада Европейской комиссии по всестороннему мониторингу Чехии, Эстонии, Кипра, Латвии, Литвы, Венгрии, Мальты, Польши, Словении и Словакии на предмет готовности к вступлению в Европейский Союз. P5_TA(2004) 0180, 11/03/2004. 

74. (Европейский парламент) приветствует рост темпа натурализации в 2003 году, произошедший главным образом, благодаря кампании по референдуму о вступлении в ЕС, хотя процесс натурализации и остаётся слишком медленным;

- приглашает латвийские власти продвигать этот процесс и рассматривает, что минимум языковых требований для пожилых людей может быть вкладом в это продвижение;

- призывает латвийские власти преодолеть существующий раскол в обществе и способствовать подлинной интеграции «неграждан», обеспечивая равные возможности в образовании и трудоустройстве;

- предлагает латвийским властям предусмотреть возможность предоставить негражданам, долгое время проживающим в Латвии, принять участие на выборах в местные самоуправления;

- приветствует продолжение диалога между представителями правительства и гражданского общества касательно ратификации Рамочной Конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств, равно как и образование в Сейме специальной подкомиссии по интеграции общества в рамках комиссии по правам человека; рекомендует властям Латвии как можно быстрее ратифицировать Рамочную Конвенцию;

 

9. Комиссар по правам человека Совета Европы, Доклад по визиту в Латвию, CommDH(2004)3, 12/02/2004. 

132. В свете предшествующих выводов и с целью помочь Латвии в развитии прав человека, комиссар предлагает следующие рекомендации в соответствии со статьей 8 Резолюции (99)50:

5. Чтобы поддержать процесс натурализации и способствовать интеграции неграждан, увеличить их участие в политической жизни страны, следует, среди прочих прав,  предоставить им право голосовать на местных выборах.

 

10. Парламентская ассамблея ОБСЕ, Эдинбургская декларация 2004 года, Резолюция о ситуации с национальными меньшинствами в Латвии и Эстонии (05-09/07/2004). 

Парламентская ассамблея ОБСЕ:

16. Настоятельно рекомендует латвийским властям создать условия для участия лиц без гражданства в политической жизни страны, а именно, дать им право голосовать на местных выборах.

 

11. В резолюции «Об отмене ограничений избирательных прав» Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) от 24 июня 2005 года содержится призыв к государствам-членам выполнить рекомендацию комиссара СЕ по правам человека о предоставлении права участвовать в местных выборах жителям с особым статусом «неграждан».

 

12.  On November 17, 2006 the Parliamentary Assembly has adopted its Resolution 1527 (2006) “Rights of national minorities in Latvia”, stating, inter alia: “17. The Parliamentary Assembly therefore invites the Latvian authorities to: (..) 17.5. consider all possibilities and explore all appropriate ways leading to the implementation of the pertinent recommendations made by the Assembly, the Council of Europe Commissioner for Human Rights, and by relevant OSCE and United Nations bodies, in order to grant voting rights at local elections to all permanent residents”

 

13. On May 16, 2007 you have published the Memorandum to the Latvian Government: Assessment of the progress made in implementing the 2003 recommendations of the Council of Europe Commissioner for Human Rights. (CommDH(2007)9), stating, inter alia: “43. The exclusion of non-citizens from political life does nothing to encourage their integration. The Commissioner stressed this point in the previous report, recommending that Latvia examine the possibility of granting them, among other things, the right to vote in local elections. It should be highlighted that the overwhelming majority of non-citizens belong to minorities, and that this status debars them from participating in the political life of their country. They can neither vote nor be elected, even at the local level. Although a bill has been drafted granting non-citizens the right to vote at the local level, the text has not yet been examined by Parliament. The Commissioner hopes that Parliament will soon adopt a law improving the participation of non-citizens in political and social life.”

 

14. On March 5, 2008 the Special Rapporteur on contemporary forms of racism, racial discrimination, xenophobia and related intolerance has published his Addendum on the mission to Latvia of the report to Human Rights Council (A/HRC/7/19/Add.3) , stating, inter alia: “88. (..) the granting of voting rights in local elections for non-citizens who are long-term residents of Latvia should be considered by the Government and the subject of broad discussion within Latvian society ”

15. 3 декабря 2008 года Конгресс местных и региональных властей Совета Европы принял рекомендацию 257 (2008) «Местная демократия в Латвии: участие неграждан в общественной и политической жизни на местном уровне», где в параграфе 11 сказано: «Рекомендуется латвийским властям .. принять новое законодательство или поправки к действующим законам, предоставляющие негражданам право голоса с целью способствования их вовлечения в политическую жизнь и интеграции общества Латвии».

 

16. 2 апреля 2009 года Европейский Парламент утвердил Доклад о проблемах и перспективах европейского гражданства, в котором содержится рекомендация допустить к местным выборам постоянных жителей стран-участниц, не являющихся гражданами ЕС.

Как отмечается в докладе, «лица без подданства, постоянно проживающие в какой-либо из стран-участниц, находятся в ЕС в уникальной позиции и высказывают опасения в связи с тем, что некоторые страны предъявляют к ним необоснованные требования или требования, которые не должны предъявляться».

По мнению Европарламента, «лицам без подданства, которые постоянно проживают в странах-участницах нужно предоставить право голосовать на выборах местных самоуправлений».

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 152 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

МСОО
Организации