Рубрики
Страны и регионы

Секрет золотого петушка.

1 июня 2010 - Администратор

В дохристианский период петух украшал различные религиозные церемонии (в том числе жертвоприношения) и был неизменным спутником всевозможных солнечных божеств. Древние славяне считали петуха лучшим оберегом.

Историк Игорь Гусев написал новую книгу, посвященную истории Риги.

Мы решили знакомить вас с отрывками из этого исследования. Вы сможете узнать немало любопытного о нравах средневековой Риги: рыцари и епископы, палачи и купцы, колдуньи и монахи, пытки и свадьбы, пиры и суды... Все это — история Риги.
   
К числу выдающихся рижских диковин относятся знаменитые рижские петушки. Особенно прославлен петушок со шпиля церкви Св. Петра — главного рижского храма. Ведь, как известно, именно св. Петр является небесным патроном Риги!
   
Этот петушок помнит, как 9 октября 1746 года удалой мастер Иоганн Вюльберн в ознаменование успешного окончания работ по восстановлению пострадавшей при пожаре башни, оседлав его, выпил бокал вина за здравие города и церкви, после чего метнул бокал вниз. Увы! Упав на солому, тот уцелел, и это была скверная примета…
   
Минуло без малого два столетия, и в июне 1941 года, вспыхнув от разрыва гитлеровского снаряда, башня сгорела и рухнула, а церковь погибла.
   
21 августа 1970 года архитектор Петр Саулитис, повторяя старую традицию, сидя на петушке, выпил во славу вновь возрожденного храма шампанского из старинного 150-летнего бокала и, наученный горьким опытом своего предшественника, бросил бокал уже основательно, чтобы разлетелся тот вдребезги!
   
Там же, на временной деревянной площадке, собрались в тот день мастера, архитекторы и строители, также осушившие по праздничному бокалу. Затем мастер-медник Валдис Криванс собрал все бокалы в корзиночку и стал медленно спускаться вниз. Но выскользнула из его сильной руки корзинка, и 14 бокалов сотнями осколков возвестили долгую и счастливую жизнь башне Св. Петра!
   
В 2009 году главный рижский храм отметил свое 800-летие, которое самым позорным образом прошло почти не замеченным ни городскими властями, ни правительственными чиновниками.
   
В юбилейном году стараниями многолетнего директора и хранителя церкви Св. Петра Марианны Рудольфовны Озолини легендарный золотой петушок был временно снят со шпиля и заново позолочен.
   
На «лечение» его отправили в январе. Затраты на демонтаж, ремонт ротационного механизма и реконструкцию составили 58,9 тысячи латов, а обновление позолоты длилось целых три месяца. За это время медная птица, ее основание и шар были полностью разобраны на составные части, тщательно очищены от потускневшей позолоты и многолетних атмосферных наслоений. На следующем этапе были заделаны все вмятины, затем медные части вновь соединены, как и положено, серебряной клепкой.
   
Золочение петушка и шара было осуществлено по той же традиционной российской технологии, что и 40 лет назад, но с учетом новых возможностей, по методу, разработанному питерскими специалистами. В шар была возвращена пролежавшая там все эти годы запаянная титановая капсула с посланием потомкам. В ней же хранятся образцы денег и по экземпляру тогдашних газет. Отважная бригада верхолазов Эрика Ругенса вернула главный рижский символ на его законное место 18 июня 2009 года.
   
Но почему именно петушки охраняют Ригу с высоты шпилей городских храмов? Тому есть несколько объяснений. Обычно говорят, что петухи над городом должны были служить символом искренности веры, набожности и духовной бдительности, что это символ дружелюбия и гостеприимства.
   
Наиболее распространенным объяснением является то, что петух на шпиле церковной башни напоминал верующим о том, как, согласно Евангелию, сказал Христос Петру во время тайной вечери: «Прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды».
   
Но если последнее справедливо, то как объяснить, что помимо северогерманских церквей обычай этот — помещать петушков на церковных шпилях — практически не встречается больше нигде? Или же Испания, Италия, Польша, Литва относятся к евангельским притчам с меньшим почтением, нежели регион Балтийского побережья?
   
На самом деле все объясняется гораздо проще, если мы вспомним о балтийских славянах — вендах, чьи земли были завоеваны германцами десять веков назад.
   
Напоминанием именно о славянских традициях являются рижские петушки, сидящие на шпилях городских храмов, — исключительно северогерманский обычай, принесенный к нам немецкими переселенцами. Мало кто знает, что в основе его лежит поклонение славян Балтийского Поморья священному дереву, у которого они еще долго, даже после принятия христианства, приносили в жертву петухов. Ни северная скандинавская, ни общегерманская мифология не отмечают подобного ритуала.
   
В Бамберге в соборной сокровищнице хранится серебряная рука с реликвиями св. Витта и св. Адельгунды. На большом пальце этой руки, принадлежавшей, говорят, св. Оттону, апостолу поморян, изображен черный петух, символ, имевший целью привлечь язычников-славян к почитанию реликвии, перед которой они падали ниц, обманутые видом священного для них петуха.
   
Люнебургские венды долго еще по принятии христианства приносили у священного дерева в жертву петухов. Многочисленные источники также сообщают о древнерусском поверье сжигать белого петуха у священного дерева.
   
Исключительно в славянском язычестве петух выделялся как особая, сакральная птица, отпугивающая всякую нечисть. Не случайно католические миссионеры старались привлекать вендских язычников видом священной для них птицы. Так и появились золотые петушки на церковных шпилях.

http://www.subbota.com/

Рейтинг: 0 Голосов: 0 150 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

МСОО
Организации